Доступная среда

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Сегодня в России насчитывается большое количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование дает им возможность учиться и развиваться в среде обычных дошкольников. Совместное обучение дошкольников с равными стартовыми возможностями допустимо, если в образовательном учреждении созданы специальные условия для воспитания и обучения.

Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

«Инклюзия – это нечто большее, чем просто быть вместе. Это процесс создания воспитания и обучения к потребностям и интересам детей, а не наоборот. Это также подразумевает организацию возможностей для активного участия всех детей – типично развивающихся и детей с ограниченными возможностями – в занятиях, которые имеют место в их общей группе детского сада».      

Концептуально европейские ученые.

ГРУППА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). Что это такое? В научных источниках литературы описано, что человек с ОВЗ отличается определенными ограничениями в повседневной жизнедеятельности. Речь идет о физических, психических или сенсорных дефектах. Человек поэтому не может исполнять те или иные функции или обязанности. Данное состояние бывает хроническим или временным, частичным или общим. Естественно, физические ограничения накладывают значительный отпечаток на психологию. Обычно люди с ОВЗ стремятся к изоляции, отличаются заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и неуверенностью в своих силах. Поэтому работу с ними необходимо начинать с детского возраста. Значительное внимание в рамках инклюзивного (совместного) образования должно быть уделено социальной адаптации людей с ОВЗ.

 

Кто входит в группу ОВЗ в детском саду?

           Группу ОВЗ посещают дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - дети в возрасте от 0 до 8 лет с физическими и (или) психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке.

          Направление в группу для детей с ограниченными возможностями здоровья можно получить после прохождения специальной психолого-медико-педагогической комиссии и только по согласию родителей или опекунов малыша. Учитывая права ребенка на выбор формы и способа получения образования, специалисты могут лишь рекомендовать маме перевести малыша в специальную группу.

Дело в том, что не всегда родители замечают отклонения в поведении ребенка, что свидетельствует о наличии определенного заболевания, которое снижает его возможности получать образование обычным путем. Есть дети, которые родились с явными отклонениями по здоровью и развитию, а есть случаи, когда только по некоторым признакам, заметным специалисту, можно определить наличие какого-то дефекта.

Родителям нужно быть очень внимательным к своим детям и при малейших подозрениях обращаться к специалистам. Ведь при ранней диагностике большинство незначительных дефектов развития и здоровья можно подкорректировать и забыть о них.

 

Особенности работы с детьми, имеющими ограничения по здоровью.

Необходимо понимать, что независимо от состояния физического и психического здоровья ребенка, он имеет равные права на получение образования, как и другие дети. Только для детей с ОВЗ составляется индивидуальная адаптированная программа развития и более глубокая направленность в его развитии и коррекции.

Дети с ОВЗ имеют право и должны воспитываться и развиваться в коллективе своих сверстников. Для этого в нашем детском саду существует специализированная группа для детей с ОВЗ.  Пребывание детей с ОВЗ в учреждении бесплатное.

Создание безбарьерного развивающего пространства характеризует главную задачу педагога, который работает с этим контингентом деток, направленную на то, чтобы малыши с ограничениями по здоровью могли получить полноценное дошкольное воспитание и образование в условиях обычного детского сада.

В чем трудности работы с такими детьми?

Для таких ребят характерна некоторая двигательная заторможенность или гиперактивность, недостаточная координация движений, плохая работоспособность, низкая социализация, интеллектуальная недостаточность, отклонения в познавательных процессах и т.п.

Обычно адаптация такого ребенка проходит с большими трудностями, поскольку налицо заниженная самооценка, различные страхи. Но при этом, как утверждают специалисты, один дефект компенсируется завышенным положительным качеством у таких деток. Например, плохо слышащие малыши отличаются острым зрением и большим интересом к ИЗО. А слабовидящие детки имеют отлично развитое так называемое шестое чувство.

На каждого малыша с ОВЗ пишется характеристика каждым специалистом, который работает с ним. Проводится периодический мониторинг динамики развития ребенка, контроль здоровья, как физического, так и психологического. Ведется очень трудная, но такая важная работа – коррекция дефектов здоровья ребенка. С детьми занимаются и учат не стесняться, а быть успешными в других видах деятельности среди сверстников.  

Детский сад – образовательное пространство, открытое для всех!

С деятельностью муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 103 г. Липецка можно познакомиться в информационно-коммуникационной сети «Интернет» по адресу http://mdou103lip.ru (сайт адаптирован для лиц с нарушением зрения).

  • Наш объект, расположенный по адресу г. Липецк, 15 микрорайон, д. 2/2 В детском саду созданы специальные образовательные условия для детей с особыми образовательными потребностями, связанными с нарушением речи.
  • Ваш ребенок может посещать группы компенсирующей направленности при наличии психолого-медико–педагогического заключения (ПМПК).
  • Детский сад укомплектован опытными педагогическими работниками (воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед), которые оказывают квалифицированную коррекционную помощь детям с ограниченными возможностями здоровья.
  • На все интересующие Вас вопросы также можно получить квалифицированные ответы от специалистов детского сада.
  • В случае невозможности (отсутствия времени) посетить детский сад можно получить услуги в дистанционном формате на сайте ДОУ:

- изучение материалов, подготовленных специалистами по наиболее часто возникающим вопросам у родителей  http://mdou103lip.ru

- консультирование в дистанционном формате по всем интересующим вопросам через форму обратной связи или при возможности (желании) предоставить свой электронный адрес, а также через электронную почту детского сада uspex103@mail.ru .

- телефон доверия (горячей линии) по вопросам нарушения прав на дошкольное образование детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья ТЕЛ. 41-20-27, а также контактные телефоны иных руководящих работников, расположенные на сайте http://mdou103lip.ru

Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов ДОУ (педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями следующая:

 

Педагог-психолог:

  • организует взаимодействие педагогов;
  • разрабатывает индивидуальные маршруты развития ребенка;
  • проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми;
  • организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска;
  • повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада;
  • проводит консультативную работу с родителями.


Учитель-логопед:

  • диагностирует уровень развития речи;
  • составляет индивидуальные планы развития;
  • проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов);
  • консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы.


Музыкальный руководитель:

  • Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;
  • Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий;
  • Использует на занятиях элементы музыкотерапии, логоритмики и др. 


Инструктор по физической культуре:

  • Осуществляет укрепление здоровья детей;
  • Совершенствует психомоторные способности дошкольников.


Воспитатель:

  • проводит занятия по различным видам деятельности, а также по изобразительной деятельности (рисование, лепка, конструирование из различного материала) со всей группой. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;
  • воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;
  • организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);
  • применяет здоровьесберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;
  • консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.

 

Главной особенностью работы с детьми, имеющими ограничения по здоровью, является постоянное психологическое, медицинское и педагогическое сопровождение детей грамотными специалистами, которые тесно взаимодействуют между собой. Работа с этими малышами заключается во всестороннем поиске путей преодоления дефектов и полная социализация в обществе.

 

Детский сад имеет следующее условия:
      - обеспечена возможность беспрепятственного входа на территорию детского сада: при входе на территорию через калитку;
      - обеспечена возможность беспрепятственного движения внутри здания;

  • видеонаблюдение на снаружи здания.

Постановление Правительства РФ от 01.12.2015 г. № 1297 Об утверждении государственной программы РФ Доступна среда на 2011-2020 гг.

Управление образования и науки Липецкой области

ФЗ от 10.12.2014 № 419-Фз О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам соц. защиты инвалидов

ФЗ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ О социальной защите инвалидов в Российской Федерации

 

Приказ ДО от 30.03.2017 г. № 767 Об утверждении плана мероприятий по организации предоставления инклюзивного образования на 2017-2019 гг.

Приложение к приказу ДО от 30.05.2017 г. № 767 Об утверждении плана мероприятий по организации предоставления инклюзивного образования на 2017-20

 

Дорожная карта по доступной среде ДОУ № 103 - копия

Отчет по выполнению показателей доступности  объектов и услуг дорожной карты по доступной среде - копия

Инструкция об оказании необходимой помощи инвалидам и лицам с ОВЗ, посещ. ДОУ № 103

Приказ ДОУ о назначении ответственных лиц по оказанию помощи инвалидам в сопровождении к месту получения услуг

Приказ ДОУ об обучении сотрудников по вопросам обеспечения доступности для инвалидов и лиц с ОВЗ

Приказ ДОУ об организации работы по обеспечению доступности для инвалидов и лиц с ОВЗ

Паспорт доступности для инвалидов объекта предоставляемых на нем услуг в сфере образования ДОУ № 103 - копия

Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры ДОУ № 103 - копия

  • Сад работает с 6:30 до 18:30,